Новая тарифная политика будет учитывать современные подходы инвестирования в инфраструктуру
В рамках заседания Сети экономических регуляторов Организации экономического сотрудничества и развития (СЭР ОЭСР) эксперты обсудили передовой опыт инвестирования в инфраструктуру в регулируемых сферах деятельности.
ОЭСР выделяет 6 стадий жизненного цикла инфраструктуры: оценка необходимости, принятие решений и ранжирование проектов, подготовка проектов, строительство, эксплуатация, вывод из эксплуатации. Регуляторы участвуют не во всех из этих стадий, и участие осуществляется в разных формах.
В ОЭСР практикуются разные механизмы стимулирования инфраструктурных инвестиций путем прямой поддержки, использования процедур, традиционных для государственных закупок, владения инфраструктурой предприятиями с государственным участием, государственного-частного партнерства или концессии и приватизации.
Результаты исследования показали, что большинство регуляторов не вовлечено напрямую в управление инфраструктурой, однако хорошо осведомлено о том, какие вызовы стоят перед отраслями. К ним относятся необходимость увеличения мощностей для удовлетворения спроса, реконструкция и модернизация, инвестиции для удовлетворения дополнительных требований (безопасность, экология и др.), эксплуатация, внедрение новых технологий, повышение качества услуг, вывод из эксплуатации.
При этом Анатолий Голомолзин подчеркнул, что эксперты ОЭСР эти вопросы относят к обязанностям операторов, эксплуатирующих и развивающих объекты инфраструктуры. Регуляторы не должны подменять хозяйствующих субъектов. Не нужно возвращаться к модели регулирования компании общественного пользования (public utilities) по методу затраты плюс. Роль регулятора состоит в формировании бизнес-модели развития, проведении структурных преобразований на рынке и создании благоприятной институциональной среды для инвесторов. Требуется определенность для инвестиционного климата вообще и для условий инвестирования в конкретные проекты в частности. Регуляторы должны осуществлять мониторинг того, созданы ли рациональные условия для входы новых участников и стимулирования повышения эффективности деятельности существующих.
Анатолий Голомолзин отметил, что при соблюдении этих условий проблем с привлечением инвестиций быть не должно. Более того, страны и операторы инфраструктуры конкурируют между собой на рынке капитала. Представители Австрии привели пример разных потребностей в объектах для привлечения инвестиций в электроэнергетики в странах Западной Европы и Восточной Европы. В первом случае речь шла о развитии электрических связей, а во втором планировалось развивать генерирующие мощности.
“В России сложилась аналогичная ситуация. Возможности получения выгодных тарифных решений стимулируют инвестирование в вынужденную генерацию, тогда как вопросы эффективного развития могут быть решены кратно меньшими инвестициями в электросетевой комплекс”, - сообщил заместитель руководителя ФАС России.
По словам Анатолия Голомолзина, вопросы, которые обсуждались на заседании Сети экономических регуляторов, будут доложены на заседании Рабочей группы по капиталу при Методическом совете ФАС России. В настоящее время ведутся консультации с ключевыми спикерами парижской сессии ОЭСР для их участия в заседании Методического совета.